Обеспечение вагонов
Вагоны-рестораны должны быть обеспечены столовым бельем: скатертями, салфетками, ручниками, полотенцами в соответствии с установленными нормами. Применяется предварительная сервировка столов, которая производится до открытия ресторана и поддерживается в течение всего времени его работы.
Предварительная сервировка столов способствует более быстрому обслуживанию посетителей. Каждому предмету сервировки предназначено определенное место.
На стол ставят четыре закусочных тарелки (против каждого места посетителя) так, чтобы расстояние от борта тарелки до края крышки стола составило примерно 2 см. В середине стола ставят четыре фужера в ряд, судки со специями: солью, перцем, горчицей. Вазу с бумажными салфетками ставят рядом с предохранительными гнездами (отверстиями) для бутылок с напитками (соками, фруктовой, минеральной водой); на стол ставят также вазу с цветами. В летнее время напитки в предохранительные гнезда заранее не устанавливают, а подают по заказу пассажиров. На край стола кладут меню.
Предварительно сервировать столы рюмками и столовыми приборами не рекомендуется. Их лучше подать во время обслуживания в зависимости от заказанных напитков и блюд. Можно заранее поставить на стол вазу с фруктами и венечными кондитерскими изделиями.
При обслуживании посетителей в обеденное время по комплексному меню рекомендуется сервировать столы пирожковой тарелкой, столовыми вилкой, ножом и ложкой, чайной ложкой и фужером. Из предметов общего пользования ставят специи, бумажные салфетки; предохранительные гнезда также заполняются бутылками с прохладительными напитками. После окончания отпуска комплексных обедов вагон-ресторан закрывается на получасовой перерыв для перестройки работы и уборки помещений.
Одновременно с сервировкой столов оформляются буфетная и табачная витрины. На видном месте должны находиться: кассета с книгой жалоб и предложений, табличка с фамилиями директора, заведующего производством и официантов вагона-ресторана. Также на видном, доступном пассажирам месте должны быть правила работы вагона-ресторана. За 1,5—2 ч до отправления поезда все работы по подготовке вагона-ресторана к рейсу заканчиваются. К моменту отправления поезда кухня должна иметь в наличии блюда и кулинарные изделия в соответствии с меню. Обслуживание пассажиров производится непосредственно в салонах вагонов-ресторанов и путем доставки пиши в купе вагонов поезда.
Для получения необходимых продуктов и напитков в пути следования вагон-ресторан за 10—15 мин до прибытия поезда в пункт снабжения прекращает торговлю, о чем пассажиры—посетители вагона-ресторана предупреждаются заранее. В вагонах-ресторанах запрещается курить, на видном месте вывешивается табличка «У нас не курят».
Расчет с посетителями вагона-ресторана производится наличными деньгами по счетам, выписываемым официантом; при обслуживании иностранных туристов расчет может осуществляться по подтверждениям исполнения заказа, выдаваемым «Интуристом». При расчете к бланку-подтверждению прилагается счет официанта, следует обращать внимание на полноту и правильность оформления бланка-подтверждения представителем «Интуриста»; расчет может осуществляться в кредит по гарантийным письмам или на основании договора на обслуживание.