Вагоны-рестораны должны быть обеспечены столо­вым бельем: скатертями, салфетками, ручниками, поло­тенцами в соответствии с установленными нормами. Применяется предварительная сервировка столов, кото­рая производится до открытия ресторана и поддержи­вается в течение всего времени его работы.

Предварительная сервировка столов способствует бо­лее быстрому обслуживанию посетителей. Каждому предмету сервировки предназначено определенное место.

На стол ставят четыре закусочных тарелки (против каждого места посетителя) так, чтобы расстояние от борта тарелки до края крышки стола составило пример­но 2 см. В середине стола ставят четыре фужера в ряд, судки со специями: солью, перцем, горчицей. Вазу с бу­мажными салфетками ставят рядом с предохранитель­ными гнездами (отверстиями) для бутылок с напитками (соками, фруктовой, минеральной водой); на стол ставят также вазу с цветами. В летнее время напитки в предохранительные гнезда заранее не устанавливают, а подают по заказу пассажиров. На край стола кладут меню.

Предварительно сервировать столы рюмками и сто­ловыми приборами не рекомендуется. Их лучше подать во время обслуживания в зависимости от заказанных напитков и блюд. Можно заранее поставить на стол ва­зу с фруктами и венечными кондитерскими изделиями.

При обслуживании посетителей в обеденное время по комплексному меню рекомендуется сервировать сто­лы пирожковой тарелкой, столовыми вилкой, ножом и ложкой, чайной ложкой и фужером. Из предметов об­щего пользования ставят специи, бумажные салфетки; предохранительные гнезда также заполняются бутылка­ми с прохладительными напитками. После окончания отпуска комплексных обедов вагон-ресторан закрывается на получасовой перерыв для перестройки работы и уборки помещений.

Одновременно с сервировкой столов оформляются буфетная и табачная витрины. На видном месте долж­ны находиться: кассета с книгой жалоб и предложений, табличка с фамилиями директора, заведующего произ­водством и официантов вагона-ресторана. Также на вид­ном, доступном пассажирам месте должны быть прави­ла работы вагона-ресторана. За 1,5—2 ч до отправления поезда все работы по подготовке вагона-ресторана к рейсу заканчиваются. К моменту отправления поезда кухня должна иметь в наличии блюда и кулинарные изделия в соответствии с меню. Обслуживание пасса­жиров производится непосредственно в салонах вагонов-ресторанов и путем доставки пиши в купе вагонов поезда.

Для получения необходимых продуктов и напитков в пути следования вагон-ресторан за 10—15 мин до прибытия поезда в пункт снабжения прекращает тор­говлю, о чем пассажиры—посетители вагона-ресторана предупреждаются заранее. В вагонах-ресторанах запре­щается курить, на видном месте вывешивается таблич­ка «У нас не курят».

Расчет с посетителями вагона-ресторана производит­ся наличными деньгами по счетам, выписываемым офи­циантом; при обслуживании иностранных туристов рас­чет может осуществляться по подтверждениям исполне­ния заказа, выдаваемым «Интуристом». При расчете к бланку-подтверждению прилагается счет официанта, следует обращать внимание на полноту и правильность оформления бланка-подтверждения представителем «Ин­туриста»; расчет может осуществляться в кредит по га­рантийным письмам или на основании договора на об­служивание.