Питание организованных групп пассажиров
Питание в пути организованных групп туристов, иностранных туристов, детей имеет ряд особенностей.
При организованном вывозе детей в места отдыха заключаются договоры о питании их в пути следования с предприятиями, которым подчинены вагоны-рестораны. Согласно заявкам в состав поездов включается один — два или три вагона-ресторана в зависимости от количества детей, их возраста и маршрута следования. Вагоны-рестораны оснащаются дополнительно посудой, инвентарем (столовые приборы, стаканы, миски, разносные контейнеры, чайники и др.) для единовременного обслуживания большей смены.
Для дошкольников и детей младшего школьного возраста предусматривается отпуск продуктов детского питания: детские молочные смеси, молочнокислые продукты, сосиски и др. Если в группе более 300 человек, в состав рейсовых бригад вагонов-ресторанов включаются один-два официанта-разносчика. Меню составляется с учетом возраста детей и согласовывается с их сопровождающими. Дети питаются как в вагонах-ресторанах, так и в купе вагонов. Официанты-разносчики доставляют пищу в разносных контейнерах, а горячие напитки—в чайниках, позиционируя их в стаканы на месте.
При обслуживании детей старшего школьного возраста сопровождающие организуют из числа детей группы в помощь официантам-разносчикам, которые помогают в доставке и порцнонировании хлеба, напитков, приборов. Бракераж подготовленной к отпуску пищи производится бракеражной комиссией с участием санитарного врача и представителя организации, сопровождающего детей. - При обслуживании питанием туристов в вагонах-ресторанах туристско-экскурсионных поездов торговые организацин руководствуются Основными условиями на обслуживание туристов питанием, утвержденными Центральным советом по туризму ВЦСПС и Министерством торговли СССР. Туристско-экскурснонные поезда формируются по заявкам Центрального и местных советов по туризму.
Маршруты движения туристских поездов разрабатываются Центральным советом по туризму совместно с Главным пассажирским управлением Министерства путей сообщения СССР и согласовываются с соответствующими торговыми организациями. Между торговыми организациями и местными советами по туризму заключаются договоры.
Отдыхающие в туристских поездах обеспечиваются трехразовым питанием по типу домов отдыха. В состав туристского поезда с количеством отдыхающих 400— 450 человек включается по три вагона-ресторана. Один из директоров назначается старшим, а в рейсовые бригады включаются дополнительно повар или посудомойщик. Вагоны-рестораны помещают в середине состава между пассажирскими вагонами. В каждом вагоне-ресторане
питаются 120—150 туристов, находящихся в 3— 4 смежных вагонах.
Обслуживание туристов производится в три смены. Для более быстрого обслуживания туристов практикуется предварительная сервировка столов.
Для первой смены кроме обязательной сервировки на стол ставят хлеб, приборы, холодные закуски, компот, выпечные изделия. Время завтраков, обедов, ужинов согласовывается с представителем совета по туризму и врачом, сопровождающим поезд. Меню разнообразнтся по дням недели.
Первый день
Завтрак - масло сливочное, сыр, каша рисовая молочная, какао, хлеб.
Обед — суп лапша с курицей, бифштекс мясной рубленый, кисель, хлеб.
Ужин -рыбные закусочные консервы, сосиски, чай, хлеб.
Второй день
Завтрак масло сливочное, яичница, кофе с молоком, пошило, хлеб.
Обед- салат из овощей борщ с мясом, рыба жареная, компот, хлеб.
Ужни—яйцо под майонезом, сардельки, кефир, чай, хлеб.
В буфете вагона-ресторана туристы могут приобрести за наличный расчет различные кондитерские, табачные
изделия, фруктовую, минеральную воду, соки, фрукты.
Во время стоянок на период длительных экскурсий всем туристам отпускается сухой набор продуктов по стоимости, не превышающей стоимости рациона однодневного питания. В наборы включаются нескоропортящиеся продукты: колбасы, сыры, консервы, вареные яйца, булочки, кондитерские изделия, овощи, фрукты, соки. Используются также товары в мелкой расфасовке: кофе черный быстрорастворимый по 2,5 г, чай по 2 г, горчица по 6 г, соль по 1 г, перец по 0,5 г, повидло, джем по 30 г.
График движения туристского поезда, количество туристов, стоимость трехразового питания и возмещение других расходов по обслуживанию обусловливаются договорами. Наряду с туристами в вагоне-ресторане предоставляется льготное питание 10 сотрудникам совета по туризму.
Советы по туризму должны не позднее чем за пять дней до отправления туристского поезда перечислить торговой организации деньги за питание туристов и сотрудников. В случае отмены рейса или изменения графика отправления советы по туризму ставят в известность торговые организации за 5 дней до отправления поезда.
При отказе от питания туристов на стоянках и в пути следования, изменении количества туристов или несвоевременном извещении об изменении маршрута и времени отправления туристского поезда советы по туризму возмещают фактические расходы но содержанию рейсовых бригад, аренде вагонов-ресторанов и стоимость израсходованного сырья. Совет по туризму за обслуживание туристов в праздничные дни возмещает расходы но дополнительной заработной плате работникам вагонов-ресторанов, а также оплачивает расходы за время холостого пробега вагона-ресторана до пункта формирования туристского поезда и обратно.
Графики движения туристских поездов заблаговременно доводятся до баз снабжения, с тем чтобы обеспечить надлежащее подснабжение вагонов-ресторанов продовольственными товарами в пути следования.
В связи с пятидневной рабочей неделей и двумя выходными днями в субботу и воскресенье местные советы по туризму большое внимание уделяют организации выезда трудящихся в выходные дни в пригородные зоны в поездах «Здоровье», «Рыбак», «Грибник» и др. Порядок
их обслуживания предусматривается в договорах между торговыми организациями и местными советами по туризму.
В состав поезда «Здоровье» включается один вагонресторан. Как правило, в этих поездах пища разносится непосредственно в купе. Отпуск питания производится по абонементам, которые советы по туризму реализуют при продаже путевок.
В соответствии с договором советы по туризму не позже чем за два дня до выезда сообщают торговой организации количество проданных талонов на питание. Исходя из этого работники вагона-ресторана получают необходимые продукты, дополнительный инвентарь и посуду. При количестве туристов до 600 человек в состав бригады вагона-ресторана включаются дополнительно два официанта-разносчика, свыше 600 человек — три или четыре.
При выезде с поездом «Здоровье» менее 250 пассажиров совет по туризму возмещает торговой организации издержки за каждый нереализованный талон.
Примерный набор блюд и продуктов данного рациона приведен ниже:
Бульон из мясных бульонных кубиков . . . 200 г
Яйцо 1 шт.
Сосиски (или сардельки) 5 шт.
Кофе растворимый (или чан в индивидуаль
ной упаковке) 1 пакет
Булочка 1 шт.
Сахар ресторанный 1 пачка
Карамель «Холодок» 1 шт.
Хлеб 100 г
Эти наборы комплектуют в пакет, туда же закладывают кубики. Отварные сосиски вместе с наборами разносят туристам непосредственно в купе. Кипяток для бульона, кофе или чая туристы берут из кипятильника у проводника.
Туристы, не имеющие абонементов, могут получать питание в вагоне-ресторане за наличный расчет, с этой целью там приготавливается яичница, имеются горячие сосиски с гарниром, в широком ассортименте — молочнокислые продукты, закуски, отварные яйца, булочнокондитерские изделия, прохладительные напитки, соки, чай, кофе.
С каждым годом увеличивается число иностранных туристов и иностранных делегаций, посещающих нашу страну, поэтому большое значение приобретает организация питания их в пути следования в вагонах-ресторанах.
Обеспечение питанием иностранных туристов осуществляется в соответствии с договорами, заключенными отделениями и агентствами всесоюзного акционерного общества «Интурист» с торговыми организациями.
В договоре должно быть предусмотрено: число иностранных туристов, лимит стоимости дневного рациона питания на одного человека, режим работы вагонов-ресторанов, порядок возмещения расходов, связанных с холостым пробегом вагонов-ресторанов, а также расходов, возникающих из-за неполной загрузки их во время обслуживания иностранных туристов.
Отделения или агентства «Интуриста» должны представлять торговый организациям заявки на питание отдельных групп туристов в вагонах-ресторанах не позднее чем за 24 ч до начала обслуживания. Заявки на питание интуристов в вагонах-ресторанах туристских поездов представляются за 72 ч до начала обслуживания.
В соответствии с этим вагоны-рестораны обеспечиваются инвентарем, посудой, продуктами и напитками в необходимом количестве и ассортименте. Определяются пункты дополнительного снабжения в пути следования. Старший директор вагона-ресторана туристского поезда согласовывает часы обслуживания и меню с руководителями группы или представителем «Интуриста», а в графиковых поездах определяется время предоставления питания иностранным туристам для резервирования необходимого количества мест и приготовления блюд согласно меню.
Начальник поезда по просьбе директора вагона-ресторана должен информировать туристов по поездному радио о времени питания (завтрак, обед, ужин) на русском и иностранном языках.
Меню составляется из блюд русской кухни и кухонь других народов СССР, при этом учитываются национальные вкусы и привычки иностранных туристов.
Для завтраков, обедов и ужинов столы сервируют с учетом предварительно согласованного меню. Кроме предметов сервировки, на стол можно поставить сахар, лимон, хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия, прохладительные напитки, фрукты, а перед приходом гостей — закуску, приборы.
В летнее время на столы ставят кувшины с охлажденной питьевой водой и пищевой лед в салатниках.
В случае необходимости работники вагонов-ресторанов комплектуют для туристов наборы продуктов, стоимость которых должна соответствовать выделенному на питание; денежному лимиту (табл. 12.4).
В пакеты с наборами вкладывают также бумажные салфетки, стаканчики и ключ для открывания бутылок и банок.
Директор вагона-ресторана и представитель «Интуриста» ежедневно составляют и подписывают меню в трех экземплярах. После каждого приема пищи директор вагона-ресторана через сопровождающего лица выясняет у туристов, есть ли у них замечания или пожелания. По прибытии из рейса директор вагона-ресторана должен в письменном виде доложить руководителю торгового предприятия о всех замечаниях и пожеланиях интуристов.
Дорожные наборы должны быть расфасованы в пакеты.
После приема пищи представитель «Интуриста» выдает директору вагона-ресторана подтверждение исполнения заказа, которое является основанием для расчетов. Для групп иностранных пассажиров с января 1981 г. установлен лимит на питание в вагонах-ресторанах 6 руб. Однако по железным дорогам страны путешествуют иностранные туристы- индивидуалы, для них лимит питания установлен «Интуристом» более высокий.
Подтверждение исполнения заказа должно быть четко заполнено представителем «Интуриста» с указанием всех реквизитов. Исправления в заказ и в подтверждение исполнения заказа вносятся в исключительных случаях и должны подтверждаться представителем «Интуриста». Расчеты между отделением и агентством «Интуриста» и торговыми организациями за предоставленное питание иностранным туристам осуществляется по безналичному расчету. Интуристы могут за наличные деньги приобрести дополнительно продукты из буфета или кулинарные изделия кухни вагона-ресторана.
Реклама. В задачу директора вагона-ресторана входит не только сообщение по поездному радио об ассортименте реализуемых блюд и напитков, но и о времени работы торгового зала, официантов-разносчиков. Это помогает в организации ритмичного бесперебойного обслуживания пассажиров в обеденное время, а также своевременной доставки продукции в купе. Принимая предварительные заказы в купе при продаже талонов из обеды, официанты-разносчики должны давать пассажирам краткую информацию и о блюдах, входящих в меню комплексных обедов.
В вагонах-ресторанах рекламой буфетных товаров служит яркая, красочно оформленная буфетная витрина, где выставлены кондитерские изделия (печенье, вафли, шоколад, конфеты) горкой или в вазах; безалкогольные напитки, фрукты, дорожные наборы. На всей выставленной в витрине продукции должны быть ценники.
Различными видами рекламы являются меню и прейскуранты, вложенные в красочную обложку, объявления в торговом зале; значок «Главдорресторан», который рекомендуется укреплять на лацкане костюма или платья директору, официантам зала и официантам-разносчикам.
Но, безусловно, самая лучшая реклама для вагона-ресторана — безупречный вид торгового зала, обслуживающего персонала, культурное обслуживание, красиво оформленные, вкусно приготовленные блюда и изделия.