Очень важным для успешной работы, вагонов-ресто­ранов является проведение специальных мероприятий по предупреждению производственного травматизма.

Реконструкция старых вагонов-ресторанов, постройка новых, использование полуфабрикатов, готовых быстро­замороженных 'блюд, переоборудование кухонной пли­ты с твердого на жидкое топливо, а также совершенст­вование кухонного инвентаря и посуды обеспечивают ежегодное сокращение производственного травматизма. Наиболее характерными случаями производственного травматизма в вагонах-ресторанах являются ожоги, по­резы, ушибы.

Простейшие срочные меры при травматизме работ­ников оказываются на месте происшествия до прибытия врача или доставки пострадавшего в больницу.

Первая помощь при ожогах состоит в удалении тлею­щей или обгоревшей одежды; покрасневший или болез­ненный участок кожи смачивают спиртом, водкой, оде­колоном, слабым (бледно-фиолетовым) раствором мар­ганцовокислого калия. При небольших ожогах обож­женное место подставляют под струю холодной воды.

При ожогах с образованием пузырей и омертвением кожи не следует очищать обожженную поверхность, прокалывать или удалять пузыри, смазывать обожжен­ное место вазелином. Следует наложить сухую стериль­ную повязку и обратиться за врачебной помощью.

Во избежание ожогов рук работникам кухни следует соблюдать осторожность при передвиганий по плите ба­ков, кастрюль с кипящей жидкостью, а также при сня­тии их с плиты, вынимании противней, сотейников из духовок. Крышки варочных котлов, кастрюль и другой наплитной посуды с горячей пищей следует открывать осторожно, с наклоном на себя.

Во избежание ожогов рук посудомойщиц в ванны наливают вначале холодную, а затем горячую воду. Максимальная температура, которую может безболез­ненно переносить кожа рук, 48°С. Так как ополаскива­ние посуды при ручной мойке производят горячей водой

Температурой не ниже 70С, необходимо пользоваться металлическими сетками или специальными держателя-ми. При ручной мойке посуды надо учитывать вредное влияние на кожу рук хлорных растворов, поэтому их концентрация не должна превышать установленных норм. Чтобы предупредить раздражение кожи рук, по­судомойщицы должны пользоваться резиновыми перчат­ками. После работы руки рекомендуется смазывать спе­циальными жирными мазями.

Для предупреждения травм при мытье посуды необ­ходимо следить за тем, чтобы посуда с трещинами, ло­маными краями и другими дефектами своевременно изымалась из обращения.

Падения работников возможны при переносе тяже­стей по скользкому полу вагона. Поэтому пролитую жидкость, жиры, остатки пищи, попавшие на пол, сле­дует немедленно убирать. Гладкая сухая и чистая по­верхность пола вагона-ресторана обеспечивает безопас­ные условия работы при погрузочно-разгрузочных ра­ботах.

Выполнение рабочих операций несоответствующим инструментом может привести к ранению рук, лица, ушибам тела. Так, например, серьезную травму может вызвать открывание консервных банок ножами или дру­гим поварским инструментом. Поэтому открывать банки разрешается только специальными ключами, обеспечи­вающими безопасность работы.

При порезе рану следует продезинфицировать йодом или раствором марганцовокислого калия и туго забин­товать. В случае сильного ранения и кровотечения необ­ходимо наложить стерильную повязку: сделать жгуты выше места ранения и вызвать врача с ближайшей станции.

При ушибе на это место кладут смоченное холодной водой или свинцовой примочкой полотенце. На ушиб­ленный глаз кладут повязку, смоченную холодной водой или раствором борной кислоты.

При несчастном случае с потерей трудоспособности составляется акт, в котором обстоятельно излагаются причины и обстоятельства несчастного случая и указы­ваются меры по их устранению.

Как и каждое предприятие общественного питания,

вагон-ресторан должен иметь аптечку Для оказания ра­ботникам первой помощи. Аптечка должна содержать дезинфицирующие, обезболивающие медикаменты и пе­ревязочный материал.

ПТЭ и инструкция по сигнализации

Правила технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог СССР устанавливают основные положения и по­рядок работы железнодорожного транспорта и являются непреложным законом для всех его работников.

Работники вагонов-ресторанов призваны соблюдать и выполнять ПТЭ и инструкции по сигнализации и дви­жению поездов и требовать этого от ремонтного и об­служивающего персонала вагонных депо.

Все применяемые на железной дороге сигналы под­разделяются на дневные (крылья семафоров, диски, щи­ты, флаги); ночные (сигнальные фонари, ручные и по­ездные фонари) и круглосуточные (светофоры, сигналь­ные знаки). Сигналы могут быть также и звуковые.

На светофорах применяются огня красный (стой! за­прещается проезжать); желтый (разрешается движение с готовностью остановиться, следующий светофор за­крыт); зеленый (разрешается движение с установленной скоростью, следующий светофор открыт).

Могут применяться мигающие желтые и зеленые ог­ни, дающие определенное преимущество перед немигаю­щнми огнями.

На некоторых участках железных дорог сохранились еще семафоры. Запрещающими показаниями семафора являются: днем — горизонтальное положение крыла; ночью — один, красный огонь. «Путь свободен» сигнали­зируется днем поднятием вверх крыла иод углом 135° к мачте; ночью — одним зеленым огнем.

Недействующие светофоры и семафоры перекрещи­ваются двумя планками. При маневрах все сигналы по­даются специальными маневровыми светофорами. На этих светофорах применяются сигналы: «Один лунно-бе­лый огонь»—разрешается производить маневры и «Один синий огонь»—запрещается производить маневры.

В случае выхода из строя семафоров или при дру­гой необходимости применяются ручные сигналы. Сиг­нал «Стой» подается днем красным развернутым фла­гом, ночью — красным огнем ручного фонаря. При от­сутствии флага или фонаря сигнал «Стой» может подаваться днем движением по кругу желтого флага, руки или какого-либо предмета; ночью — движением по кру­гу фонаря с огнем любого цвета.

Желтым флагом днем или фонарем желтого цвета ночью подается также сигнал следования со скоростью не более 25 км/ч, если не имеется другого ограничения.