Пожарная безопасность и средства пожаротушения
Вагон-ресторан в связи с большой насыщенностью тепловым и электрическим оборудованием, многочисленным количеством деревянных и других горючих и легковоспламеняющихся предметов, малым объемом помещения и большим количеством людей, находящихся в нем, представляет собой опасный очаг загорания. Высокая горючая загрузка на 1 м2 площади увеличивает пожарную опасность внутри вагона-ресторана. В связи с этим большое внимание уделяется точному соблюдению требований пожарной безопасности.
Воздуховод вентиляционной установки изготовляется только металлическим, а его изоляция — из несгораемых или трудносгораемых материалов.
Все провода независимо от их назначения и места расположения (низковольтные и высоковольтные) прокладываются в стальных трубах или металлорукавах, а подвагонная магистраль напряжением 3000 В и ее ввод в вагон — в алюминиевых трубах.
Подвод проводов к светильникам, розеткам, выключателям и т. п. выполняется в полихлорвиниловых трубках, обмотанных стеклотканью. В светильниках с лампами накаливания применяется стеклолакотрубка. Температура на поверхности любых кожухов нагревательных приборов не должна превышать 60°С.
Все вагоны- рестораны должны иметь первичные средства пожаротушения: в обоих тамбурах (зимой в большом и малом коридорах) —по одному пенному огнетушителю, в салоне у распределительного электрощита и около плиты жидкостного отопления — по одному углекислотному огнетушителю.
Пенные огнетушители типа ОП-5 предназначены для тушения всех горючих материалов и конструктивных элементов вагонов-ресторанов, кроме электрического оборудования, находящегося под напряжением.
Конструкция пенного огнетушители типа ОП-5 представлена на рис. 9.1.
Для приведения пенного огнетушителя в действие необходимо снять его с кронштейна, повернуть ручку вверх до отказа и, перевернув огнетушитель вверх дном, направить струю пены на очаг пожара. ■
Углекислотные огнетушители типа ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8 служат для тушения загоревшихся твердых предметов, а также электродвигателей, генераторов и других аппаратов, находящихся под напряжением.
Углекислотные огнетушители типа ОУ-2, ОУ-5 и ОУ-8 представляют собой баллон 5 (рис. 9.2), наполненный жидкой углекислотой и снабженный специальными вентилем 3 и механизмом с раструбом 4.
Рис. 9.1. Пенный огнетушитель:
1 — дно; 2 — ручка: 3 - клапан резиновый; 4 — пружина; 5 —рукоятка клапана; 6 — шток; 7 —крышка; 8 - спрыск: 9 - гайка с мембраной, 10 — переходник горловины: 11 — стакан кислотный; 12 —корпус
Чтобы разрядить огнетушитель, нужно, держа левой рукой баллон, правой вращать против часовой стрелки до отказа маховик 7, открывая тем самым вентиль. Раструб огнетушителя направляют на очаг пожара, учитывая, что струя газа имеет длину 1,5—3 м.
Углекислотные огнетушители проверяются по массе не реже одного раза в три месяца, а гидравлическим испытанием баллона — раз в пять лет.
Пенные огнетушители проверяются раз в ГОД на качество растворов щелочной и кислотной частей, а гидравлическим испытанием баллона — раз в три года.
Дата зарядки, проверки и испытания огнетушителей с указанием лица, производившего эти работы, указы-
Рис. 9.2. Углекислотный огнетушитель:
1—предохранитель; l-пломба; 3 — вентиль; 4 — поворотный
механизм с раструбом; 5 —баллов; 6 — сифоновая трубка;
7 — маховик вентиля; 8 —рукоятка; 9 —этикетка; 10 — нижний
хомут; 11 — опорный кронштейн; 12 - верхний хомут
вается на корпусе огнетушителя или прикрепленной к нему табличке.
С 1974 г. выпускаются модернизированные углекислотные огнетушители; которые подлежат проверке по массе лишь один раз в год. Это достигнуто за счет изменения конструкции запорной головки вентиля 3 (см. рис. 9.2). На модернизированных огнетушителях не требуется вращения маховика 7 против часовой стрелки, а вместо этого рычаг, расположенный на месте маховика, следует повернуть на 180°, направив раструб на очаг загорания.
Запорные и предохранительные устройства огнетушителей всегда должны быть запломбированы.
В случае обнаружения возгорания работники вагона-ресторана обязаны:
немедленно остановить поезд стоп-краном, если поезд не находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе, под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию посетителей вагона-ресторана и препятствующих тушению пожара. В этих случаях поезд нужно остановить по проезде указанных мест;
через проводников соседних вагонов вызвать начальника поезда и директора вагона-ресторана (если он отсутствует) ;
организовать эвакуацию посетителей вагона-ресторана и приступить к тушению возгорания первичными средствами пожаротушения;
одновременно отключить источники и потребители электроэнергии (в вечернее и темное время электрооборудование не обесточивается до полной эвакуации посетителей) ;
все переключатели поставить в положение «Выключено» (знак «О»), вывернуть или изъять с помощью диэлектрической ручки предохранитель генератора и аккумуляторной батареи. В вагонах-ресторанах постройки после 1970 г. эти предохранители размещены в нижнем ящике распределительного шкафа. Нижний ящик открывается поворотом рукоятки на крышке ящика направо вверх, отчего крышка откидывается вниз. В первую очередь изымаются предохранители, обозначенные красными стрелками.
С 1975 г. на передних панелях распределительных шкафов устанавливается красная аварийная кнопка. При ее нажатии обесточиваются все потребители электроэнергии, кроме цепей сигнализации нагрева роликоподшипников колесных пар, аварийного освещения и освещения внутри распределительного шкафа.
С 1970 г. внутри воздуховодов устанавливаются противопожарные заслонки, которые перекрывают вентиляционный канал, преграждая доступ дыму и огню, если температура воздуха внутри воздуховода будет выше 125°С.
Для перекрытия воздуховода противопожарной заслонкой вручную необходимо потянуть вниз опломбированную ручку, расположенную в потолке рядом с дверью во втором салоне.
В случае невозможности ликвидации загорания своими силами начальник поезда вызывает пожарный поезд или местную территориальную пожарную команду. Одновременно принимаются необходимые меры к расцепке состава.