Водоснабжение представлено двумя баками — для холодной и для горячей воды. В вагонах-ресторанах вы­пуска 1961—1974 гг. емкость большого бака 800 л, ма­лого бака 200 л, в вагонах-ресторанах выпуска 1977— 1980 гг. емкость большого бака 1200 л, малого 200 л.

Система работает по одному принципу, но имеются разные модификации вагонов, а следовательно, и осо­бенности систем водоснабжения: 1961 г., 1964—1970 гг., 1973 г., 1974 г., 1977—1980 гг.

Схемы систем водоснабжения последних модифика­ций представлены на рис. 4.2 и 4.3.

Во всех вагонах заполнение водой производится через наполнительные трубопроводы 164, 165; воздух при этом вытесняется через второй трубопровод (с дру­гой стороны вагона) и через воздушную трубу. Патруб­ки трубопроводов 164 и 165 в зимнее время обогре­ваются в вагонах выпуска до 1977 г. электрообогревом, с 1977 г. — водой системы отопления. Электрообогрев включается за 30 мин до заполнения баков водой. Перед рейсом заполняется вся система, т. е. два бака и нагре­вательный элемент 121. Для этого открываются вентиль 140 (он находится в потолке большого коридора) и вен­тили 126 и 128. Оба бака 119, 120 и нагревательный элемент заполняются как сообщающиеся сосуды. Конт­ролируется заполнение водомерными стеклами 133, 134. Вентили 140, 126, 128 закрываются.

Для обогрева воды малого бака 120 служит нагре­вательный элемент бойлера 121 со змеевиком, находя­щимся в самом баке. Кроме того, в малом баке нахо­дятся электронагревательные элементы (тэны) мощно­стью 4,8 кВт. Нагревательный элемент размещается в газоходе плиты. В вагонах выпуска 1961—1970 гг. он находился в газоходе бойлера с собственной топкой. Го­рячая вода температурой 90—95°С поднимается в змее­вик, от которого тепло передается воде малого бака. Она должна иметь температуру на разборе не ниже этих требований будет нормальным обогрев воды в ма­лом баке.

Рис. 4.2. Водоснабжение кухни и моечного отделения вагонов-ресторанов постройки 1974—1976 гг.: 114 — тэны; 119 — бак для холодной води (800 л); 120 — бак для тепловой воды (200 л); 121 нагревательный элемент; 123 — рас­ширитель; 124 — ручной насос; 125. 126, 127. /28 — запорные вентили; /38—141 — спускные вентили; /S3, /34 — водомерные стекла ба­ков; /35—139 — термометры: /36 — гидрометр; /40 — запорный вентиль в соединительном трубопроводе; 144—147 — запорные вен­тили на смесителях; 164—165 — наполнительные трубопроводы; 168—170 — ванны в кухне и раздаточной; 153 — кофеварка


80С. К нагревательному элементу предъявляются опре­деленные требования. Он должен быть очищенным от сажн и внутреннего загрязнения, целиком заполненным водой, иметь температуру 90—95°С; вода должна цир­кулировать без паровых пробок. Только при выполнении

Рис. 4.3. Водоснабжение кухни и моечного отделения вагонов-рес­торанов постройки 1977—1981 гг.:

114 — тэны (трубчатые электронагреватели); 119 — бак для холодной воды; 120 -бак для теллой воды; 121 — нагревательный элемент; 123 — расширитель 124 — ручкой насос: 125—129 — запорные вентили; 130. 138 141 — спускные вен­тили; 133, 134 — водомерные стекла; 135, 139 — термометр; 135 — гидрометр; 140 запорный вентиль; 144—147 — запорные вентили смесителях: 153 —ко­феварка; 164. 165 — наполнительные трубопроводы; 168—170 — ванны в кухне

и раздаточной

От сажи нагревательный элемент очищают ершом. сбрасывая ее в топку бойлера. Чтобы очистить его от внутреннего загрязнения, рекомендуется прокачивать во­ду из большого бака при открытых вентилях 125 и 128, загрязненную воду выпускают через вентиль 138.

Пополняется нагревательный элемент из малого ба­ка самотеком через вентили 126 и 128, а также из боль­шого бака через насос 124. Для этого открывают вентили 125, 128 до появления воды из переливной трубы расширителя. Во избежание образования паровых про­бок нельзя допускать кипение воды в змеевике, так как при этом образуется пар. Он циркулирует вместе с во­дой, дает гидравлические удары, затрудняет циркуля­цию воды в нагревательном элементе, что снижает тем­пературу воды при разборе.

Образовавшиеся паровые пробки ликвидируют сле­дующим способом: снижают обогрев нагревательного элемента, дают "тепловую подушку" из малого бака через вентили 126 и 128, прокачивают воду из большо­го бака через вентили 125 и 128 до появления пара, а потом воды из переливной трубы расширителя.

При заполнении системы водоснабжения в рейсе на­гревательный элемент перекрывают вентилем 126, чтобы не произошло охлаждение нагревательного элемента. Он содержится полным, с температурой 90—95°С и в момент заполнения баков.

На линии разбора воды поставлены фильтры. Они препятствуют поступлению загрязнений из баков в раз­борные трубопроводы.

Фильтр состоит из головки, фильтрующего элемента, стеклянного колпака. Разбор происходит через краны и смесители в кухне и моечном отделении 144—147 и ван­ны. Подается вода и к кофеварке 153. Горячая вода разбирается до половины высоты бака, т. е. в количест­ве около 100 л. После этого необходимо пополнение во­дой малого бака самотеком из большого бака (при до­статочно высоком уровне) через вентиль 140. Можно подкачать воду через насос и при открытых вентилях 125 и 126. При этом вентиль 140 должен быть закрыт.

В вагонах-ресторанах выпуска 1977—1980 гг. имеет­ся ряд особенностей:

Введен вентиль 130 для спуска воды из баков. Вентиль 140 (для малого бака) должен быть при этом открыт. При заполнении системы вентиль 130 должен быть закрытым.

Спускные вентили нагревательного элемента 138 и насоса 141 выведены в трубу, уходящую под вагон. Это гигиенично, но требует внимательной проверки венти­лей перед эксплуатацией — они должны быть закры­тыми.

Перед работой с системой водоснабжения необходи­мо ознакомиться со схемой действия, особенностями обогрева воды, разбора ее, с расположением вентилей.

Все это имеет большое значение для получения горячей воды необходимой температуры и безотказной работы всей системы.

В процессе работы могут возникнуть некоторые не­исправности, которые устраняют сами рейсовые работ­ники. Наиболее часто встречающиеся неисправности и рекомендации по их устранению приведены в табл. 4.1.

На устранение неисправностей дается заявка в пунк­те приписки.