Водоснабжение кухни и моечного отделения
Водоснабжение представлено двумя баками — для холодной и для горячей воды. В вагонах-ресторанах выпуска 1961—1974 гг. емкость большого бака 800 л, малого бака 200 л, в вагонах-ресторанах выпуска 1977— 1980 гг. емкость большого бака 1200 л, малого 200 л.
Система работает по одному принципу, но имеются разные модификации вагонов, а следовательно, и особенности систем водоснабжения: 1961 г., 1964—1970 гг., 1973 г., 1974 г., 1977—1980 гг.
Схемы систем водоснабжения последних модификаций представлены на рис. 4.2 и 4.3.
Во всех вагонах заполнение водой производится через наполнительные трубопроводы 164, 165; воздух при этом вытесняется через второй трубопровод (с другой стороны вагона) и через воздушную трубу. Патрубки трубопроводов 164 и 165 в зимнее время обогреваются в вагонах выпуска до 1977 г. электрообогревом, с 1977 г. — водой системы отопления. Электрообогрев включается за 30 мин до заполнения баков водой. Перед рейсом заполняется вся система, т. е. два бака и нагревательный элемент 121. Для этого открываются вентиль 140 (он находится в потолке большого коридора) и вентили 126 и 128. Оба бака 119, 120 и нагревательный элемент заполняются как сообщающиеся сосуды. Контролируется заполнение водомерными стеклами 133, 134. Вентили 140, 126, 128 закрываются.
Для обогрева воды малого бака 120 служит нагревательный элемент бойлера 121 со змеевиком, находящимся в самом баке. Кроме того, в малом баке находятся электронагревательные элементы (тэны) мощностью 4,8 кВт. Нагревательный элемент размещается в газоходе плиты. В вагонах выпуска 1961—1970 гг. он находился в газоходе бойлера с собственной топкой. Горячая вода температурой 90—95°С поднимается в змеевик, от которого тепло передается воде малого бака. Она должна иметь температуру на разборе не ниже этих требований будет нормальным обогрев воды в малом баке.
Рис. 4.2. Водоснабжение кухни и моечного отделения вагонов-ресторанов постройки 1974—1976 гг.: 114 — тэны; 119 — бак для холодной води (800 л); 120 — бак для тепловой воды (200 л); 121 нагревательный элемент; 123 — расширитель; 124 — ручной насос; 125. 126, 127. /28 — запорные вентили; /38—141 — спускные вентили; /S3, /34 — водомерные стекла баков; /35—139 — термометры: /36 — гидрометр; /40 — запорный вентиль в соединительном трубопроводе; 144—147 — запорные вентили на смесителях; 164—165 — наполнительные трубопроводы; 168—170 — ванны в кухне и раздаточной; 153 — кофеварка
80С. К нагревательному элементу предъявляются определенные требования. Он должен быть очищенным от сажн и внутреннего загрязнения, целиком заполненным водой, иметь температуру 90—95°С; вода должна циркулировать без паровых пробок. Только при выполнении
Рис. 4.3. Водоснабжение кухни и моечного отделения вагонов-ресторанов постройки 1977—1981 гг.:
114 — тэны (трубчатые электронагреватели); 119 — бак для холодной воды; 120 -бак для теллой воды; 121 — нагревательный элемент; 123 — расширитель 124 — ручкой насос: 125—129 — запорные вентили; 130. 138 141 — спускные вентили; 133, 134 — водомерные стекла; 135, 139 — термометр; 135 — гидрометр; 140 запорный вентиль; 144—147 — запорные вентили смесителях: 153 —кофеварка; 164. 165 — наполнительные трубопроводы; 168—170 — ванны в кухне
и раздаточной
От сажи нагревательный элемент очищают ершом. сбрасывая ее в топку бойлера. Чтобы очистить его от внутреннего загрязнения, рекомендуется прокачивать воду из большого бака при открытых вентилях 125 и 128, загрязненную воду выпускают через вентиль 138.
Пополняется нагревательный элемент из малого бака самотеком через вентили 126 и 128, а также из большого бака через насос 124. Для этого открывают вентили 125, 128 до появления воды из переливной трубы расширителя. Во избежание образования паровых пробок нельзя допускать кипение воды в змеевике, так как при этом образуется пар. Он циркулирует вместе с водой, дает гидравлические удары, затрудняет циркуляцию воды в нагревательном элементе, что снижает температуру воды при разборе.
Образовавшиеся паровые пробки ликвидируют следующим способом: снижают обогрев нагревательного элемента, дают "тепловую подушку" из малого бака через вентили 126 и 128, прокачивают воду из большого бака через вентили 125 и 128 до появления пара, а потом воды из переливной трубы расширителя.
При заполнении системы водоснабжения в рейсе нагревательный элемент перекрывают вентилем 126, чтобы не произошло охлаждение нагревательного элемента. Он содержится полным, с температурой 90—95°С и в момент заполнения баков.
На линии разбора воды поставлены фильтры. Они препятствуют поступлению загрязнений из баков в разборные трубопроводы.
Фильтр состоит из головки, фильтрующего элемента, стеклянного колпака. Разбор происходит через краны и смесители в кухне и моечном отделении 144—147 и ванны. Подается вода и к кофеварке 153. Горячая вода разбирается до половины высоты бака, т. е. в количестве около 100 л. После этого необходимо пополнение водой малого бака самотеком из большого бака (при достаточно высоком уровне) через вентиль 140. Можно подкачать воду через насос и при открытых вентилях 125 и 126. При этом вентиль 140 должен быть закрыт.
В вагонах-ресторанах выпуска 1977—1980 гг. имеется ряд особенностей:
Введен вентиль 130 для спуска воды из баков. Вентиль 140 (для малого бака) должен быть при этом открыт. При заполнении системы вентиль 130 должен быть закрытым.
Спускные вентили нагревательного элемента 138 и насоса 141 выведены в трубу, уходящую под вагон. Это гигиенично, но требует внимательной проверки вентилей перед эксплуатацией — они должны быть закрытыми.
Перед работой с системой водоснабжения необходимо ознакомиться со схемой действия, особенностями обогрева воды, разбора ее, с расположением вентилей.
Все это имеет большое значение для получения горячей воды необходимой температуры и безотказной работы всей системы.
В процессе работы могут возникнуть некоторые неисправности, которые устраняют сами рейсовые работники. Наиболее часто встречающиеся неисправности и рекомендации по их устранению приведены в табл. 4.1.
На устранение неисправностей дается заявка в пункте приписки.