На щитах вагонов постройки до 1969 г. сосредоточены все измери­тельные приборы, лампы сигнализации работы аппара­тов, главный переключатель освещения, пакетные пере­ключатели и выключатели люминесцентного освещения, установки кондиционирования воздуха и водяного отоп­ления. Избирательный переключатель охлаждения установки кондиционирования воздуха имеет 7 позиций. Из них 1, 2, 3 фиксируют работу установки на ручном уп­равлении без контроля температуры. Позиции 4,5,6 и 7 обеспечивают работу установки кондиционирования воз­духа в автоматических режимах под контролем ртутных контактных термометров. Переключатель климатической установки имеет нулевое положение и три рабочих: «Водяное отопление», «Электроотопление» для зимнего периода и «Охлаждение» для летнего периода.

Распределительный щит управления электрооборудо­ванием вагона-ресторана с кондиционированием воздуха постройки 1970—1979 гг. показан на рис. 3.7. На щите добавлены ряд сигнальных ламп (срабатывания реле максимального и пониженного напряжения сетей 50 и 110В; датчиков котроля нагрева роликоподшипников, замыкания цепей «плюс» и «минус» на корпус вагона), а также реле максимального напряжения и цепей сиг­нализации. Вместо пакетных переключателей включение и выключение потребителей электроэнергии осуществ­ляется кнопками. Конструкция щита выполнена в виде цельнометаллического несгораемого шкафа.

Распределительный щит управления холодильными агрегатами в вагонах-ресторанах с кондиционированием воздуха постройки до 1969 г. представлен на рис. 3.8. В вагонах, выпущенных после 1969 г., установлена лам­па сигнализации реле минимального напряжения и из­менены положения приборов включения холодильных агрегатов и испытательной кнопки. Принцип работы, обслуживание и включение холодильных агрегатов ана­логичны щиту с пятью агрегатами. При питании от ста­ционарного источника напряжением 50 В с одновремен­ной зарядкой аккумуляторной батареи можно вклю­чить на это время все агрегаты.

В связи с внедрением с 1973 г. во всех вагонах-ре­сторанах жидкостного отопления кухонной плиты в кух­не над раздаточным столом смонтирован специальный щит управления жидкостным отоплением. На этом щи­те (рис. 3.9) размещены розетки 1, 13, 12 для потреби­телей электротока напряжением ПО и 54 В, тумблеры 2, 3,4 включения сигнальной лампы, дежурного режима работы горелки жидкостного отопления и нагреватель­ных элементов для нагрева воды в баке горячего водо­снабжения, кнопки 5,6,8,9 для включения топливного насоса и самой горелки, сигнальные лампы 7,10,11 на­грева воды, топливного насоса и горелки.

В вагонах-ресторанах с улучшенной планировкой для обеспечения двухстороннего монтажа приборов и аппа­ратов электрического оборудования распределительный шкаф установлен перпендикулярно боковой стене вагона

Рис. 3.8. Щит управления холодильными агрегатами вагона-ресторана с кондиционированием воздуха постройки до 1969 г.:

1— холодильный агрегат 1: 2 — холодильный агрегат 2; 3 — холодиль­ный агрегат 3; 4 — холодильный агрегат 4; 6 — управляющий ток (агрегаты 1—4) 6 — избирательный выключатель {агрегаты I—4); 7 — управляющий ток (агрегаты 1—4): 8 —реле управляющего тока: 9 — управляющий ток (агрегат I); 10 — управляющий ток (агрегат 2): 11 — управляющий ток (агрегат 3): 12 — управляющий ток (агрегат 4), 13 — реле постепенного включения; 14 — пред хранитель на 1 А; 15—19 — предохранители на 2.6 А; 20 — испытательная кнопка (агрегаты 1. 3); 21 — управляющий ток (агрегаты 2, 4); 22 — управляющий ток (агрегаты 1, 3); 3 посторонняя сеть

и вместе с перегородкой моечного отделения образует замкнутый буфет. Передняя панель этого распредели­тельного (главного) шкафа представлена на рис. 3.10 и состоит из двух стенок. На левой стенке размещены различные сигнальные лампы, кнопки аварийного вы­ключения системы, включения умформера люминесцентного освещения, внешнего питания и других потребите­лей, а на правой стенке — тумблеры управления холо­дильными агрегатами, освещением, а также сигнализа­ция.

Рис. 3.9. Распределительный щит управления жидкостным отоплением кухонной плиты

Рис. 3.10. Рас­пределительный щит электро­оборудования вагона-рестора­на с улучшен­ной планиров­койСнизу левой и правой стенок находятся пакетные переключатели освещения, отопления и кондициониро­вания воздуха.

Рис. 3.11. Дополнительная панель распределительного шкафа элект­рооборудования вагона-ресторана с улучшенной планировкой

Для быстрой проверки работы и лучшего обзора сиг­нализации замыкания цепей «плюс» и «минус» на кор­
пус вагона, датчиковконтроля нагрева ролико­подшипников колесных пар, аварийного выключения и обесточивання систем электрооборудо­ вания сбоку распредели­ тельного шкафа по сто­роне салона смонтиро­ванна дополнительная панель (рис. 3.11), на ко­торой дублированы ава­рийная кнопка 1 выклю­чения электрооборудова­ния, сигнальные лампы 8, 2, 7, 3, 4 срабатывания реле пониженного напря­жения, максимального напряжения, сигнализа­ции замыкания цепей «плюс» и «минус» на кор­пус вагона и нагрева ро­ликоподшипников колесных пар, кнопки 5, 6 для вы­ключения звонка сигнализации нагрева роликоподшип­ников и испытательная кнопка этой сигнализации.

Как указано выше, на передней панели главного рас­пределительного шкафа и его дополнительной панели установлены красные аварийные кнопки. Их назначе­ние — аварийное отключение всех потребителей электри­ческой энергии, кроме сигнализации нагрева букс роли­коподшипников колесных пар и аварийного освещения, в случае возникновения пожароопасной ситуации.

Высоковольтное электрооборудование

Все вагоны-рестораны постройки после 1973 г. обо­рудованы электрическим отоплением. В них сохранена обычная водяная система отопления, но в водяной рубашке котла размещены 24 высоковольтных нагрева­тельных элемента мощностью 2 кВт каждый. Под ваго­ном-рестораном находится высоковольтный подвагонный ящик с контакторами и высоковольтными предохраните­лями. С торцов вагона-ресторана устанавливаются вы­соковольтные междувагонные электрические соединения (штепсель, гнездо-розетка, холостой приемник) для включения вагона-ресторана в поезд с электрическим отоплением и получения электроэнергии высокого на­пряжения для нагревательных элементов. Электриче­ское отопление работает в автоматическом и ручном режимах под контролем ртутных контактных термомет­ров, установленных в различных частях вагона-рестора­на и скомпонованных в термостаты. Управление элек­трическим отоплением производится с распределитель­ных щитов.