Щиты старых вагонов
На щитах вагонов постройки до 1969 г. сосредоточены все измерительные приборы, лампы сигнализации работы аппаратов, главный переключатель освещения, пакетные переключатели и выключатели люминесцентного освещения, установки кондиционирования воздуха и водяного отопления. Избирательный переключатель охлаждения установки кондиционирования воздуха имеет 7 позиций. Из них 1, 2, 3 фиксируют работу установки на ручном управлении без контроля температуры. Позиции 4,5,6 и 7 обеспечивают работу установки кондиционирования воздуха в автоматических режимах под контролем ртутных контактных термометров. Переключатель климатической установки имеет нулевое положение и три рабочих: «Водяное отопление», «Электроотопление» для зимнего периода и «Охлаждение» для летнего периода.
Распределительный щит управления электрооборудованием вагона-ресторана с кондиционированием воздуха постройки 1970—1979 гг. показан на рис. 3.7. На щите добавлены ряд сигнальных ламп (срабатывания реле максимального и пониженного напряжения сетей 50 и 110В; датчиков котроля нагрева роликоподшипников, замыкания цепей «плюс» и «минус» на корпус вагона), а также реле максимального напряжения и цепей сигнализации. Вместо пакетных переключателей включение и выключение потребителей электроэнергии осуществляется кнопками. Конструкция щита выполнена в виде цельнометаллического несгораемого шкафа.
Распределительный щит управления холодильными агрегатами в вагонах-ресторанах с кондиционированием воздуха постройки до 1969 г. представлен на рис. 3.8. В вагонах, выпущенных после 1969 г., установлена лампа сигнализации реле минимального напряжения и изменены положения приборов включения холодильных агрегатов и испытательной кнопки. Принцип работы, обслуживание и включение холодильных агрегатов аналогичны щиту с пятью агрегатами. При питании от стационарного источника напряжением 50 В с одновременной зарядкой аккумуляторной батареи можно включить на это время все агрегаты.
В связи с внедрением с 1973 г. во всех вагонах-ресторанах жидкостного отопления кухонной плиты в кухне над раздаточным столом смонтирован специальный щит управления жидкостным отоплением. На этом щите (рис. 3.9) размещены розетки 1, 13, 12 для потребителей электротока напряжением ПО и 54 В, тумблеры 2, 3,4 включения сигнальной лампы, дежурного режима работы горелки жидкостного отопления и нагревательных элементов для нагрева воды в баке горячего водоснабжения, кнопки 5,6,8,9 для включения топливного насоса и самой горелки, сигнальные лампы 7,10,11 нагрева воды, топливного насоса и горелки.
В вагонах-ресторанах с улучшенной планировкой для обеспечения двухстороннего монтажа приборов и аппаратов электрического оборудования распределительный шкаф установлен перпендикулярно боковой стене вагона
Рис. 3.8. Щит управления холодильными агрегатами вагона-ресторана с кондиционированием воздуха постройки до 1969 г.:
1— холодильный агрегат 1: 2 — холодильный агрегат 2; 3 — холодильный агрегат 3; 4 — холодильный агрегат 4; 6 — управляющий ток (агрегаты 1—4) 6 — избирательный выключатель {агрегаты I—4); 7 — управляющий ток (агрегаты 1—4): 8 —реле управляющего тока: 9 — управляющий ток (агрегат I); 10 — управляющий ток (агрегат 2): 11 — управляющий ток (агрегат 3): 12 — управляющий ток (агрегат 4), 13 — реле постепенного включения; 14 — пред хранитель на 1 А; 15—19 — предохранители на 2.6 А; 20 — испытательная кнопка (агрегаты 1. 3); 21 — управляющий ток (агрегаты 2, 4); 22 — управляющий ток (агрегаты 1, 3); 3 посторонняя сеть
и вместе с перегородкой моечного отделения образует замкнутый буфет. Передняя панель этого распределительного (главного) шкафа представлена на рис. 3.10 и состоит из двух стенок. На левой стенке размещены различные сигнальные лампы, кнопки аварийного выключения системы, включения умформера люминесцентного освещения, внешнего питания и других потребителей, а на правой стенке — тумблеры управления холодильными агрегатами, освещением, а также сигнализация.
Рис. 3.9. Распределительный щит управления жидкостным отоплением кухонной плиты
Рис. 3.10. Распределительный щит электрооборудования вагона-ресторана с улучшенной планировкойСнизу левой и правой стенок находятся пакетные переключатели освещения, отопления и кондиционирования воздуха.
Рис. 3.11. Дополнительная панель распределительного шкафа электрооборудования вагона-ресторана с улучшенной планировкой
Для быстрой проверки работы и лучшего обзора сигнализации замыкания цепей «плюс» и «минус» на кор
пус вагона, датчиковконтроля нагрева роликоподшипников колесных пар, аварийного выключения и обесточивання систем электрооборудо вания сбоку распредели тельного шкафа по стороне салона смонтированна дополнительная панель (рис. 3.11), на которой дублированы аварийная кнопка 1 выключения электрооборудования, сигнальные лампы 8, 2, 7, 3, 4 срабатывания реле пониженного напряжения, максимального напряжения, сигнализации замыкания цепей «плюс» и «минус» на корпус вагона и нагрева роликоподшипников колесных пар, кнопки 5, 6 для выключения звонка сигнализации нагрева роликоподшипников и испытательная кнопка этой сигнализации.
Как указано выше, на передней панели главного распределительного шкафа и его дополнительной панели установлены красные аварийные кнопки. Их назначение — аварийное отключение всех потребителей электрической энергии, кроме сигнализации нагрева букс роликоподшипников колесных пар и аварийного освещения, в случае возникновения пожароопасной ситуации.
Высоковольтное электрооборудование
Все вагоны-рестораны постройки после 1973 г. оборудованы электрическим отоплением. В них сохранена обычная водяная система отопления, но в водяной рубашке котла размещены 24 высоковольтных нагревательных элемента мощностью 2 кВт каждый. Под вагоном-рестораном находится высоковольтный подвагонный ящик с контакторами и высоковольтными предохранителями. С торцов вагона-ресторана устанавливаются высоковольтные междувагонные электрические соединения (штепсель, гнездо-розетка, холостой приемник) для включения вагона-ресторана в поезд с электрическим отоплением и получения электроэнергии высокого напряжения для нагревательных элементов. Электрическое отопление работает в автоматическом и ручном режимах под контролем ртутных контактных термометров, установленных в различных частях вагона-ресторана и скомпонованных в термостаты. Управление электрическим отоплением производится с распределительных щитов.