Сигнализация и защита
Для сигнализации о работе потребителей и возможных аварийных ситуациях предусмотрены различные сигнальные лампы и звонки, установленные на передних панелях распределительных щитов и шкафов.
При включении холодильных агрегатов, умформера люминесцентного освещения и других потребителей загораются соответствующие сигнальные лампы.
Для обеспечения пожарной безопасности, безопасности движения, защиты потребителей от токов короткого замыкания и перегрузок в вагонах-ресторанах введены сигнализация замыкания цепей «плюс» и «минус» на корпус вагона, нагрева роликоподшипников колесных пар, защитные реле максимального И пониженного напряжения (низковольтные), максимальной температуры и минимального уровня воды (высоковольтные), плавкие и автоматические предохранители (выключатели).
Сигнализация замыкания цепей «плюс» и «минус» на корпус вагона предназначена для выявления замыкания отдельных цепей для систем напряжении 54 и 110 В.
Электрические схемы вагонов-ресторанов являются двухприводными, т. е. они изолированы от корпуса вагона. Нарушение изоляции электропроводки или аккумуляторной батареи, любого агрегата или прибора приводит к появлению тока утечки. Если изоляция нарушена в двух и более местах, то образуются «паразитные» цепи, не защищенные предохранителями. Токи утечки воздействуют на батареи, угольные столбы регуляторов напряжения и выводят эти узлы из строя. В проводах малого сечения (1,5 мм2), но значительной длины (например, от щита до тамбура котельной стороны) токи утечки могут достигать достаточно больших значений, это может привести к перегрузке провода и его загоранию.
Сигнализация замыкания цепей «плюс» и «минус» всегда должна быть включена. На распределительном щите или шкафу имеются по две лампы для каждой системы, включенные последовательно на напряжение аккумуляторной батареи, а средняя точка между ними заземляется на корпус вагона. При отсутствии токов утечки лампы горят вполнакала. При нарушениях изоляции и возникновении тока утечки лампы будут гореть разным накалом.
При замыкании плюсовых цепей вагона-ресторана нужно отключить все нагрузки, обесточить вагон изъятием предохранителей генераторов, аккумуляторных батарей и аварийного электроснабжения, вызвать поездного электромеханика и начальника поезда и в обесточенном состоянии довести вагон до пункта оборота или приписки. При замыкании минусовых цепей также отключаются все нагрузки, обесточивается вагон-ресторан и производится переход на аварийное электроснабжение. Одновременно вызывается начальник поезда для принятия мер. Отправление вагона-ресторана в рейс при наличии любых замыканий на корпус вагона категорически запрещено.
Для своевременного выявления и постоянного контроля за нагревом роликоподшипников все вагоны-рестораны при их строительстве и ремонте на вагоноремонтных заводах оборудуются сигнализацией нагрева роликоподшипников колесных пар. Каждая букса вагона-ресторана оборудуется термодатчиками (рис. 3.3), состоящими из корпуса 4, в который входит провод 3 с дополнительной изоляцией 2 и наконечником 1. Корпус термодатчика ввертывается в буксу, а для предотвращения попадания в буксу влаги устанавливают резиновое уплотнение 5. Снизу корпус термодатчика закрыт крышкой 9 и изоляцией 8, а сбоку — изоляционной втулкой 6.
В случае нагрева роликоподшипников свыше 90— 105°С легкоплавкий сплав 7 (висмут — 51,65%, свинец — 40,2 и кадмий —8,15%) расплавляется, разрывая цепь термодатчиков.
При установке главного переключателя освещения в любое рабочее положение («дневная эксплуатация»; «1/2», «1/1») цепь термодатчиков находится под напряжением.
Рис. 3.3. Термодатчик
жением. Разрыв цепи сопровождается звонком и загоранием сигнальной лампы.
Перед выездом вагона-ресторана в рейс цепи термодатчиков должны проверяться искусственным разрывом цепи испытательной передней кнопкой на панели распределительного шкафа. При нажатии на испытательную кнопку должны звенеть звонок и гореть сигнальная лампа.
С 1983 г. вагоны-рестораны оборудуются новой улучшенной системой контроля нагрева роликоподшипников с термодатчиком без плавкой вставки, вместо которой применен позистор. В случае нагрева роликоподшипников изменяется сопротивление позистора и включается постоянный сигнал при фактическом нагреве и прерывистый — при ложном. Действия рейсовой бригады такие же, как и при системе с плавкой вставкой.
Все вновь строящиеся вагоны-рестораны с 1969 г. оборудуются двумя реле максимального напряжения — РМН (расцепитель перенапряжения) для цепей 50 и ПО В. Реле служит для отключения генератора при перенапряжениях. Реле максимального напряжения всегда зампломбировано и включение его вновь после срабатывания может производиться только поездным электромехаником после устранения причин срабатывания. Реле срабатывает при повышении напряжения в силовых цепях свыше 80 В ± 2 В (цепи напряжением 50В) и 162 В ±4 В (в цепях напряжением ПО В).